Движение ударников было известно своей масштабностью и популярностью в массах. В числе его участников – инициативные, целеустремленны граждане, которые трудились во благо Родине, советской власти, и добивались внушительных успехов в деятельности, становились авторитетами в обществе, примером для подражания. Идея учреждения знака «Ударнику сталинского призыва» принадлежит как раз таким амбициозным и активным личностям.
История возникновения знака
Все началось в 1933 году, когда группа железнодорожников одного из заводов Ленинграда выдвинула идею организовать сталинский призыв ударников 17 съезда. Для этой цели было составлено официальное обращение, попавшее в СМИ и опубликованное в газете «Гудок». Бригада проводников одного из поездов Москвоско-Белорусско-Балтийского направления написала письмо, в котором содержалось открытое предложение учредить значок для железнодорожников «Ударнику сталинского призыва». Такая инициатива не осталась без внимания властей, и Наркомат СССР незамедлительно принял соответствующее решение.
В 1934 году знак был утвержден. Вручалась награда ударникам, продемонстрировавшим впечатляющую по эффективности работу на железнодорожном транспорте СССР. Так появилось новое средство мотивационного стимулирования трудящихся союзного государства. Следует отметить, что награда считалась очень престижной в начале истории своего существования. Исключительное право ее вручения вплоть до 1943 года принадлежало Наркомату СССР, а точнее – министру путей сообщения.
С 1943 года право вручать знак «Ударнику сталинского призыва» получили начальники железных дорог, а спустя шесть лет новое постановление еще больше расширило круг лиц, наделенных соответствующими полномочиями. С 1949 года право вручения получили заместители министра путей сообщения и начальники округов.
Процедура вручения знака
Вручение знака сопровождалось изданием соответствующего приказа и выпуском удостоверения. Дополнением к приказам часто становились статьи в тематических изданиях – железнодорожных журналах, благодарственные письма. Право печатать удостоверения имели типографии, которые изготавливали твердые корочки красного или красно-коричневого оттенка. Надпись на удостоверении соответствовала названию знака или содержала одну из двух аббревиатур: МПС/НКПС. Число удостоверений достаточно велико, поэтому для удобства их классификации группировка происходит по годам выпуска или номеру партии.
Наградная продукция в Казахстане
Иногда ведомство не вручало вместе со знаком удостоверение. В таких случаях железнодорожник получал так называемую «времянку» - аналог типографского удостоверения, созданного в местном управлении дороги. Ввиду многообразия соответствующих подразделений, действующих в рамках единой железнодорожной сети СССР, ассортимент временных удостоверений насчитывает великое множество макетов, которые сложно поддаются группировке по какому-то внешнему признаку.
Дизайн знака «Ударнику сталинского призыва»
Знак представляет собой композицию, в центре которой - шестигранная гайка. Из нее, как из тоннеля, выезжает паровоз, упирающийся в горизонтально лежащий молот. Над составом – красная звезда, являющаяся одним из символов советской власти. Позади гайки видна часть красного знамени, а точнее, сразу несколько флагов, на переднем из которых написано «Ударнику». Остальная часть названия знака – «Сталинского призыва» - расположена полукругом вдоль гайки.
Такой дизайн знака оставался неизменным на протяжении всего периода вручения награды – вплоть до 1957 года, когда ее отменили. За всю историю существования знака было вручено порядка полу миллиона экземпляров. Таким образом, награда недаром считается самой массовой, в чем кроется некий минус – если сначала знак задумывался как исключительный, предназначенный для вручения лучшим ударникам, то впоследствии его ценность несколько уменьшилась, и награда стала все чаще находить своих героев. Это отразилось на качестве изготовления знака: со временем картинка становилась более расплывчатой, а способ создания – более упрощенным.
Разновидности знаков «Ударнику сталинского призыва»
Всего выделяют пять разновидностей одного дизайна. Самые первые знаки «Ударнику сталинского призыва» состояли из трех частей, скомпонованных воедино:
- флага;
- гайки;
- паровоза.
Затем начали выпускать знаки, состоящие из двух сюжетных частей на заклепках: флага и паровоза с гайкой. Третьей разновидностью стал цельный знак, в котором все части композиции были цельноштампованными.
Все описанные вариации знака имели номера, но впоследствии, когда награждение стало носить массовый характер, отследить тираж и распространение становилось все более сложным, пока, наконец, от идеи нумерации не отказались, остановившись на номере 79396. Затем началась эпоха безномерных цельноштампованных знаков «Ударнику сталинского призыва». Если их лицевая сторона не имела отличий, то реверс мог выглядеть по-разному. Так, существовали модели с полным и неполным оттиском паровоза, оттиском только котла.
Четвертую разновидность знака цельноштапованные модели, которые имели контррельефный оттиск сюжета лицевой стороны на реверсе. При этом существовало более 20 вариаций фрагментов оттиска на обороте знака.
Учитывая массовость в последующем изготовлении знака, ухудшение качества чеканки, снижение престижа награды в глазах железнодорожников, несложно понять, почему в 1957 году было принято решение об упразднение знака «Ударнику сталинского призыва». Хотя, следует отдать должное награде – она внесла свой идейный и практический вклад в развитие железнодорожного транспорта СССР, а сегодня еще и является предметом интереса многих фалеристов. Последние знаки стоят недорого, встречаются часто, поэтому их достаточно просто купить. Другое дело – первые модели, состоящие из нескольких частей и имеющие номер на реверсе.
Наградная продукция в Алматы
Источник: falerist.org